В эпоху Ренессанса

09.01.2020


В эпоху Ренессанса возросшее самосознание художников разделило искусство живописи на две половины, каждая из которых ассоциировалась с городом, где, как считалось, она получила наиболее последовательное воплощение. Этими городами были Рим и Венеция: первый выступал как центр рисунка (disegno), второй — цвета (colore). Рафаэль и Микеланджело не знали себе равных в disegno, демонстрируя интеллектуальную силу этого искусства контура и композиции. А ведущими мастерами цвета были венецианцы Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто и Веронезе, огромные алтари и многочастные живописные инсталляции которых лишали стены прочности и наполняли интерьеры зданий бесплотным сиянием.


Позднее Королевская академия изящных искусств в Париже институциализировала это характерное для Ренессанса разделение, учредив престижную Римскую премию, которая давала художникам возможность работать в содержавшейся государством мастерской на вилле Медичи в Риме. Для получения этой премии требовалось продемонстрировать мастерство рисунка, исполнив «академию» — студию мужской обнаженной натуры, и искусство многофигурной композиции, представив сложную историческую картину. В настоящее время некоторые Рокс казино игры полностью воспроизводят картину прошлого. В конце XVIII века Римскую премию выигрывал Жак- Луи Давид (1748-1825), а вскоре после него — Жан-Огюст-Доми- ник Энгр (1780-1867). Никто не осмеливался оспорить превосходство disegno вплоть до Эжена Делакруа ( 1798-1863), который проявил себя не только как выдающийся колорист, но и как ярый «ориенталист», вдохновлявшийся образами и красками Ближнего Востока — мечетями, гаремами, курильнями опиума.


Воодушевленные успехом Делакруа, художники-пейзажисты 1870-х годов, получившие известность как импрессионисты, занялись поисками колористических эффектов на пленэре и обнаружили, что золотистый солнечный цвет придает теням лиловый оттенок. Нанося этот и другие дополнительные цвета поверх фигур короткими, дробными мазками, они растворили рисунок в мерцании окрашенного света. В 1880-х годах Клода Моне и Огюста Ренуара, двух ведущих художников-импрессионистов, стал беспокоить этот распад линии — и, как следствие, формы, явившийся результатом их преимущественного внимания к цвету. Свидетельством восстановления рисунка в его былых правах стало появление неоимпрессионизма в произведениях Жоржа Сёра и Поля Синьяка.