По стопам великого мастера

10.01.2021


Однако каких бы рекомендаций относительно своей техники рисунка ни ждал Матисс от Родена, его визит был продиктован прежде всего интересом к скульптурной практике мастера. Неизвестно, приступил ли уже Матисс в это время к своему «Рабу» [1], но эта скульптура, явившаяся либо причиной визита, либо его непосредственным результатом, указывает одновременно и на первое серьезное пересечение Матисса с искусством Родена, и на уверенное отступление отнего, будучи прямым ответом безрукому «Идущему человеку» [2] Родена, который был выставлен в павильоне 1900 года как этюд для «Иоанна Крестителя» наряду с куда более заурядной, анатомически целостной финальной версией статуи. Использовав того же натурщика по прозвищу Бевилаква, долгое время являвшегося любимой моделью Родена, и изобразив его практически в той же позе, Матисс одновременно отдал должное Родену и подчеркнул свое различие с ним; последовавшая во время литья в 1908 году ампутация рук «Раба» только заострила эту диалектику.


Хотя «Идущий человек» Родена на самом деле не идет — как заметил Лео Стейнберг, обе ступни его прочно стоят на земле, совсем как у «боксера во время нанесения удара», — в нем есть иллюзия сдержанной энергии: движение остановлено, но тело готово к действию. «Раб» Матисса, напротив, совершенно статичен и замкнут в себе.


Любите азарт? Заходите в вулкан 24 казино официальный онлайн и выигрывайте.


Ничто не побуждает зрителя представить его фигуру движущейся, мысленно оживить ее. Пластичным кажется само тело: грубые пропорции натурщика усилены извилистой дугой, которую скульптура вычерчивает в пространстве: общее волнообразное движение расходится от выпуклого живота по всему телу — вверх через впалую грудь и сутулую спину к наклоненной голове и вниз к правой голени, выступающей вперед под втянутым коленом. Никакого расширения ни в ментальном, ни в физическом пространстве здесь не предполагается: один из первых модернистских антимонументов, скульптура Матисса утверждает себя как автономный объект.