«Независимая группа»

11.04.2021


Две маленькие авангардные группы, Леттристский интернационал и Имажинистский Баухаус, объединяются и создают Ситуационистский интернационал — самое политически ангажированное из послевоенных художественных движений.


Ситуационистский интернационал (1957-1972; далее — СИ) I имеет запутанную историю. Он возник из двух движений — Леттристского интернационала (1952-1957) под руководством француза Ги Дебора, главного теоретика СИ, и Интернационального движения за Имажинистский Баухаус (1954-1957) под руководством датчанина Асгера Йорна, главного художника СИ. Леттристский интернационал вырос из Леттристской группы (основанной в 1946 году и существующей по сей день), а Имажи- нистский Баухаус — из еще одной группы, «Кобра» (1948-1951), название которой образовано из начальных букв Копенганена, Брюсселя и Амстердама — городов, где жили ее члены. Большое количество и недолговечность существования этих движений указывают на неустойчивость культурной политики в послевоенной Европе. Но все они принимали участие в критической переоценке сюрреализма и марксизма или, точнее, стремились выдвинуть альтернативу эстетическим стратегиям сюрреализма и бросить вызов политическому догматизму коммунистической партии. Сюрреализм в том виде, какой он обрел, объединившись после войны вокруг Андре Бретона, считался консервативным, компартия отталкивала своим сталинизмом и реакционностью поддерживаемого ею социалистического реализма. Эти два вектора критики следует дополнить третьим: подобно британской «Независимой группе», СИ противостоял росту потребительского общества. Но если «Независимая группа» увидела в новой массовой культуре открытые «каналы» желания, то СИ увидел в ней закрытый «спектакль», превративший само наше отчуждение во множество потребительских товаров. Кроме того, в то время как авангардные движения, подобные «Независимой группе», принимали одну сторону культурной диалектики капитализма века, чтобы противостоять другой — направляя массовую культуру против модернистского искусства или наоборот, — СИ смог занять критическую, стратегическую позицию по отношению к обеим сторонам, по крайней мере на какое-то время.


Решили заняться бизнесом? Регистрация товарного знака понадобится в таком случае. Это гарантия того, что ваше фирменное наименование никто, кроме вас, использовать не будет.


Помимо Йорна, в «Кобру» входили бельгийский поэт и критик Кристиан Дотремон, голландские живописцы Карел Аппел и Корнейл, бельгийский живописец Пьер Алешински, а также Констан Нивен- хёйс, голландский живописец, переквалифицировавшийся в урбаниста, — последний также станет членом СИ. Будучи марксистами, они, однако, презирали социалистический реализм Востока; будучи экспрессионистами, с подозрением относились к абстрактному экспрессионизму Запада. Не являясь, таким образом, ни фигуративной, ни абстрактной, «Кобра» практиковала своеобразную колористическую «дисфигурацию», наводящую на мысль о яростных каракулях детей, если не безумцев. Это сблизило группу с сюрреализмом, а еще больше — с ар-брют Жана Дюбюффе; но, как и СИ впоследствии, она отвергала сюрреалистическое бессознательное как слишком индитивные основы искусства и общества и с этой целью делала акцент на тотемических фигурах, мифологических сюжетах, а также на коллективных проектах вроде журналов, выставок и стенописи. Однако парижский художественный мир, управляемый академической коалицией сюрреалистов и абстракционистов, устоял перед этой атакой, и в 1951 году «Кобра» распалась.